Проект медиаюристов о медиа праве, рекламе и СМИ

Проект медиаюристов о медиа праве, рекламе и СМИ mediapravo.com собрал все официальные разъяснения Федеральной антимонопольной службы РФ о применении Закона «О рекламе», опубликованные ведомством с 2011 года.
#
Проект медиаюристов о медиа праве, рекламе и СМИ mediapravo.com собрал все официальные разъяснения Федеральной антимонопольной службы РФ о применении Закона «О рекламе», опубликованные ведомством с 2011 года. Работы новостных сайтов касаются следующие из них: 1) Разъяснение по рынку рекламных услуг и рынку средств массовой информации: Деятельность хозяйствующих субъектов на рынке средств массовой информации целесообразно рассматривать в двух аспектах: доведение информации до аудитории; оказание рекламных услуг (размещение рекламы в средствах массовой информации). Согласно статье 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.91 №2124-1 под массовой информацией понимаются предназначенные для неопределенного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Таким образом, главной целью лица, работающего на рынке средств массовой информации, является доведение информации до аудитории. Деятельность на рынке средств массовой информации предусматривает использование различных взаимозаменяемых форм периодического распространения массовой информации (телевидение, радио, периодические печатные издания, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет») при доведении необходимой информации до аудитории. Учитывая данные обстоятельства, специалисты ФАС России не выделяют деятельность по теле-‚ радиовещанию, деятельность по изданию периодических печатных изданий, размещению информации в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в самостоятельные рынки, а рассматривают деятельность хозяйствующих субъектов на рынке средств массовой информации в целом. 2) О размещении информации о некоммерческих организациях ФАС России в связи с поступающими обращениями относительно признания рекламой информации о некоммерческих организациях, в том числе социально ориентированных некоммерческих организациях (СОНКО), сообщает. Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара‚ изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Вместе с тем, не любая информация, содержащая указание на наименование товара или название юридического лица, подпадает под понятие рекламы и является рекламой. В части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» приводятся исключения из сферы применения данного Закона, то есть перечислены виды информации, которая имеет признаки, сходные с признаками рекламы, однако которая не является рекламой и на которую требования данного Закона не распространяются. Так, в частности, не является рекламой информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой; сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой; объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности; упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера. Таким образом, в случае распространения справочно-информационных, аналитических, новостных материалов, такие сведения не являются рекламой, в том числе в случае упоминания в них наименований юридических лиц, включая наименования некоммерческих организаций, социально ориентированных некоммерческих организаций, если такое упоминание не осуществляется с основной целью продвижения данного лица или его товаров (услуг) на рынке. Например, упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание распространяемых материалов непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций и направлено на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей. Также, представляется, что в случае если в передаче, носящей информационную, аналитическую направленность, посвящённой исследованию какого-либо вопроса, проблемы, представители различных организаций, в том числе некоммерческих, социально ориентированных некоммерческих организаций, дают комментарии по теме передачи, не ставя перед собой задачу отвлечь внимание зрителей и слушателей передачи от тематики данной передачи и переключить внимание зрителей и слушателей на свою организацию, сформировав, таким образом, к данной организации интерес в целях продвижения её на рынке, такие комментарии не могут расцениваться в качестве рекламы, в том числе если указывается наименование организации, представитель которой даёт комментарий. 3) Разъяснение о социальной рекламе о вреде потребления табака: Социальная реклама о вреде табака должна размещаться непосредственно перед началом или в любой момент времени в период демонстрации аудиовизуального произведения в любой форме (например, видеоряд или наложение бегущей строки). Информация должна быть доведена в воспринимаемой форме, читаемым и контрастным шрифтом. 4) О применении Закона о рекламе в связи со вступлением в силу закона “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”. В соответствии с частью 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции. Указанное требование распространяется только на рекламу информационной продукции, и только такой информационной продукции, которая подлежит возрастной классификации. Под информационной продукцией, согласно статье 2 Федерального закона «О защите Детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» понимаются предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи. Соответственно, информация в сети «Интернет» подпадает под понятие информационной продукции. Согласно пункту 6 части 4 статьи 10 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 данного закона, без знака информационной продукции не допускается, за исключением информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», кроме сетевых изданий. Таким образом, возрастной классификации подлежит не любой сайт в сети «Интернет», а только такой, который является сетевым изданием, то есть в силу статьи 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой Информации» зарегистрирован в качестве средства массовой информации. Соответственно, в рекламе сайта, не зарегистрированного в качестве средства массовой информации, указывать категорию информационной продукции не требуется. Одновременно обращаем внимание территориальных органов, что требование части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» распространяется только на рекламу информационной продукции, но не рекламу иных товаров или услуг. Соответственно, требование об указании в рекламе категории информационной продукции не распространяется на рекламу, объектом рекламирования в которой выступает не информационная продукция, например, вклад в банке, автомобильный салон, ресторан и т.п., в том числе в случае, если в рекламе данных товаров/услуг указан сайт в сети Интернет в качестве источника информации, из на котором можно получить более подробные сведения о рекламируемом товаре.

Тел. 8 930 791 01 49
E-mail: ok@mazov.ru